ГКУ «СРЦН № 2 Тагилстроевского района города Нижний Тагил»

 
20October "день правовой помощи детям" план мероприятий
Автор: Давыдов Виктор Михайлович  

Информация о планируемых мероприятиях в День правовой помощи детям

 

Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №2»

Подробнее:
 
Портфолио педагога
Автор: Филипова Екатерина Викторовна  

Методическое объединение на базе гкоу СО «Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом №2» по теме
«Технология «Портфолио» в системе работы педагогов детского дома»

Дата проведения: 05 декабря 2012 г.
Время проведения 09.15

В настоящее время педагог является главным лицом любых воспитательных преобразований, которые происходят в условиях детского дома и требуют от него осмысления его деятельности и поиска новых технологий и методов. Для этого необходимо повышение профессионального мастерства и формирование исследовательской культуры. Конкурентоспособность педагога во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио педагога детского дома» для педагогического коллектива и особенно для вновь аттестуемых педагогов. Этот набор материалов собранный в портфолио отличается тем, что на первое место выступает осмысление педагогом своей деятельности. Описывая свою работу, приобретенные умения, педагог должен оценить то, как новые знания реализуются в его работе и сказываются на результатах воспитанников.
Воспитательная система детского дома в наши дни стремится к созданию условий, которые могут обеспечить «запуск» механизма самообразования, самопознания и самоактуализации личности. И одним из таких средств в условиях нашего детского дома будет реализоваться технология «Портфолио педагога», которая позволит от административной системы учета результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности педагога в различных направлениях деятельности. Портфолио – это одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио педагога показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в различных видах деятельности (учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской).
Цель создания портфолио – оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста педагога, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
Задачи:
1. Поддержка мотивации педагогов во всех областях его деятельности;
2. Поощрение активности и самостоятельности педагогов;
3. Расширение возможности образования и самообразования;
4. Развитие навыков самоанализа и самооценки;
5. Формирования умения планировать и организовывать правильно свою деятельность;
6. Установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности педагогов детского дома;
7. Определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности педагогов;
8. Создать модель способов фиксации достижений педагогов детского дома.
Функции портфолио
- развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения и пополнения портфолио);
- диагностическая (фиксирует изменения, и рост за определенный период времени);
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
- рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений);
- накопительная (дает возможность сохранять весь материал в одном месте).
Методы формирования и ведения портфолио:
 самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
 сравнительный анализ результатов деятельности педагога детского дома (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
 сбор документов, подтверждающих результативность деятельности педагога;
 заполнение схем, таблиц, карт, фиксирующих достижения педагога.
Виды портфолио:
 Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
 Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
 Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
 Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио педагога детского дома.
Разделы и критерии портфолио:
Воспитателям раздается листы, на которых напечатаны варианты структуры портфолио. Задача воспитателей выбрать для себя наиболее оптимальный вариант.
Новая форма и актуальная форма – электронное портфолио.
Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере.
Главное назначение электронного портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участие в методических объединениях, проведение открытых мероприятий педагогом детского дома. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Второе важное назначение электронного портфолио – альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Основные преимущества электронного портфолио педагогов детского дома являются:
 Возможность быстро вносить необходимые изменения;
 Открытость и прозрачность;
 Отражение роста профессиональных и индивидуальных достижений педагога;
 Рефлексия собственного педагогического опыта, как самим собой, так и различными категориями экспертов;
 Предоставление фактов любого вида деятельности;
 Развитие информационной компетентности педагогов;
 Мониторинг индивидуальных достижений;
 Нацеленность на самооценку и самопроектирование;
 Возможность качественной аттестации и оценки квалификации педагога;
 В современных условиях необходимо сделать нормой такие формы работы педагога как самопрезентация творческих работ, проектов в электронном пространстве, самооценка и экспертная оценка профессионализма.
Результатом совместной работы по теме «Технология «Портфолио» в системе работы педагогов детского дома» будет разработка единого положения с четко прописанными целями, задачами и структурой портфолио, так же будет указана дата сдачи на проверку портфолио администрации детского дома с целью оказания поддержки и помощи в оформлении, и наполнении содержанием.

 

 

 

 
Подготовка и проведение открытых занятий для детей с ограниченными возможностями
Автор: Филипова Екатерина Викторовна  

Подготовка и проведение открытых занятий для детей с ограниченными возможностями

Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей с ограниченными возможностями — одна из эффективных форм организации методической работы. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного — это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса. На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.

Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений — это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром — показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).

Открытое занятие может включать в себя "новинки"

■ научного характера;

■ представляющие интерес на региональном уровне;

■ представляющие интерес для конкретного образовательного учреждения;

■ представляющие интерес для гостей занятия, поскольку то, что успешно использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом занятии.

Требования к подготовке и проведению открытого занятия

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Оно может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе. Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.

Проводятся открытые занятия без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.

Занятие проходит в соответствии с планом методической работы. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.

Виды мотивации педагога при подготовке открытого занятия

социальная - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

содержательная - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми, создание проблемной ситуации;

прагматическая - усиление внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.

В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:

■ четкая организация, планирование всех частей занятия;

■ интригующее начало;

■ учет индивидуальных особенностей детей;

■ дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;

■ мотивы побуждения к деятельности.

Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами детей, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких мероприятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобства и для педагога, и для детей, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.

Открытое занятие не должно противоречить программам, по которым работают педагоги. Нельзя непомерно расширять содержание информационно-учебного материала.

Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определенному плану (приложение 1).

Анализ открытого занятия

Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы учебного заведения, то сначала слово предоставляется педагогу — автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия, дает краткое описание работы по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В качестве примера в приложении 2 представлен такой прогноз для открытого занятия по развитию речи.

Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях учебного заведения, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

План характеристики открытого занятия

Пункт характеристики Содержание
Характеристика группы Возрастные особенности детей. Степень усвоения детьми программы. Реальные учебные возможности детей
Характеристика проекта предстоящего занятия Определение места занятия в теме, разделе и т. п. Перечисление целей и задач занятия. Ознакомление с содержанием учебного материала. Озвучивание структуры занятия
Обоснование проекта предстоящего занятия Обоснование актуальности выбранной темы занятия. Выявление связи темы занятия с методической проблемой, темой самообразования, над которой работает педагог
Проспект открытого занятия Озвучивание темы и названия занятия.
Формулировка методических новинок, предлагаемых в предстоящем занятии. Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:

• озвучивание опорного конспекта;

• представление образцов дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материал, образец и т. д.);

• раздача памяток, буклетов;

• зачитывание списка использованной литературы

Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков
открытого занятия по развитию речи

Ожидаемые результаты Предполагаемые риски
Дети активны, каждый ребенок включен в работу Дети не активны, малоинициативиы
Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгрывают роли эмоционально, выразительно Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно

У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво
Дети активно вступают в диалог с воспитателем Речь воспитателя монологична
Речь, вопросы воспитателя к детям соответствуют литературной норме, не содержат фактических и методических ошибок Ошибки в речи воспитателя

Оборудование, наглядные материалы соответствуют возрасту детей и санитарным правилам Материалы не наглядны: картинки малы, невыразительны, устарели, не актуальны и т. д.
Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, внимание) Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход отсутствует

Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен Эмоциональный уровень занятия неудовлетворителен


 
Методика проведения мастер-класса
Автор: Филипова Екатерина Викторовна  

Мастер-класс
Мастер-класс – это эффективная форма повышения квалификации педагогов, трансляции и распространения педагогического опыта, которая основана на демонстрации творческого решения определенной проблемной педагогической задачи, практическом освоении методов и приемов работы.

Целью мастер – класса: трансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер - класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.
Основные задачи мастер - класса:
• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
• повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
• распространение передового педагогического опыта;
• внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Важнейшие особенности мастер-класса:
• Инновационность. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
• Передача и обмен опытом. Глубокое сочетание теории и практики;
• Деятельностный подход. Создание условий для включения всех в активную деятельность;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися), представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
• Обучающая форма , объединяющая заинтересованных людей. Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
• Творчество. Использование приемов, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
• Нет назидательности. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
• Наглядность, образность, эмоциональность.
• Простота и доступность
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);

Формы мастер-класса
• с педагогами и для них без участия детей;
• с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.

Классификация мастер-классов
• Проблемный или поисковый (поиск решений обозначенной проблемы)
• Практический (освоение метода обучения, воспитания; техники выполнения)
Структура проведения мастер-класса

Проблемный Практический
• Актуализация. Определение проблемы.
• Теоретический блок. Трансляция опыта мастера по данной теме.
• Работа в мини группах по решению проблемы.
• Представление результатов работы. Обсуждение.
• Рефлексия. Самоанализ. • Актуализация. Определение проблемы.
• Трансляция опыта мастера через совместную практическую деятельность, с теоретическими комментариями.
• Представление результатов работы. Обсуждение.
• Рефлексия. Самоанализ.

 

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
• Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
• Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
• Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
• Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
• Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом.
• Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
• Технологичность. Четкий алгоритм занятия. Наличие оригинальных приемов актуализации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.
• Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
• Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы.

 

 
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Автор: Филипова Екатерина Викторовна  

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.[1;28-30]
Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.[3;67-69]
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.[2;33-36]
Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет.
Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.
Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.[5;123-125]
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

Литература:
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
4. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
5. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.